Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Новослободская средняя общеобразовательная  школа Корочанского района Белгородской области"

Методическая копилка

Учитель: Субботина Татьяна Викторовна  4 класс
 

В каждом человеке - солнце  (творческая мастерская для родителей и учащихся).

 


Учитель: Голубоцких Наталья Петровна,  учитель начальных классов

 

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 2015 «ДЛЯ ВАС, УЧИТЕЛЯ» (сценарий праздника ко Дню учителя)

 

 

 

Методические материалы в помощь педагогам дополнительного образования, учителям

 

Программа кружка «Юный краевед»

 

 Автор:

                                                                             Гордеева Ирина Анатольевна

                                                                             учитель истории

                                                                           МБОУ «Новослободская СОШ»

                                                                              Корочанского района

                                                                              Белгородской области

                                                                                   Тел: (231)4-32-10               

 

2014 год

Аннотация

 

          Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

         Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Воспитание патриотизма начинается,  прежде всего, с любви к своему дому, краю,  к людям, его населяющим. Любой ребенок начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того, что такое общее. Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему является историческое краеведение, то именно оно видится нам как средство разрешения выявленного противоречия.

         Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни края способствует лучшему пониманию исторических событий и явлений, делает содержание изучаемой темы богаче, ближе и понятнее для учащихся,  легче ими воспринимается, повышает их заинтересованность. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса.       Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями нравоучениями, а примерами героической борьбы, подвигов, талантов русского народа высветит и все остальные позитивные качества растущего человека. Краеведение активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы уроков и повышает их эффективность. Все это способствует обеспечению учащихся прочными и глубокими знаниями, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

         Ниже приводится программа кружка по изучению родного края, которая окажет помощь учителям,  педагогам дополнительного образования в планировании и организации историко-краеведческих занятий с учащимися при изучении базисного курса истории в 8- 11 классах. Программа является типовой и может послужить основой  специального историко-краеведческого курса, факультатива, кружка. На основе этой программы учитель или педагог дополнительного образования любой школы Белгородской области может составить свою авторскую программу.

         В задачи краеведческого кружка входит:

- развитие у учащихся способностей работать с источниками знаний о прошлом и настоящем, рассматривать события и явления действительности, применяя приёмы исторического анализа.

- формирование основ исследовательского мышления, развитие творческих способностей учащихся, вооружение их комплексом необходимых исследовательских умений, развитие познавательных интересов

 

 

Сведения об авторе

 

Гордеева Ирина Анатольевна

Учитель истории и обществознания, заместитель директора

МБОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

Первая квалификационная категория

Контактный телефон: (231) 4-32-10

 

 

Пояснительная записка

 

       Историческая наука во все времена являлась основой гуманитарного образования. Изучение прошлого позволяет осмыслить настоящее и предопределить будущее развитие общества. История – великая учительница жизни. Изучение родного края – первый шаг к познанию своей Отчизны.

       Краеведение – это система знаний по истории родного края, об особенностях быта, трудовой деятельности народа, о культуре, исторических событиях. История  и этнография, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и народного творчества, традиции, обычаи,  обряды – все это вбирает в себя история родного края, т.е. краеведение.

    Познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение, в формировании личности, гражданственности, патриотизма, и возвышает человека нравственно.

    Знание и уважение истории своей земли, традиций своего народа, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней – это основа возрождения национального самосознания.

    Цель курса – познакомить детей с историей своего края, края, где они родились и выросли, привить любовь и уважение к своей малой Родине, приобщить к исследовательской деятельности.

    Особенность курса - его интегрированный характер, вобравший в себя сведения исторические, географические, по этнографии, филологии, народному творчеству, археологические данные.

    Рассказ учителя сочетается с докладами и сообщениями школьников, беседа сопровождается демонстрацией картин, фотографий, документов, посещением музеев, памятных и исторических мест.

    Важную роль играет исследовательская самостоятельная работа учащихся по сбору материала к занятиям: беседы со старожилами села, хранителями традиций, знатоками фольклора, исследование интересных исторических мест.

       Предусматриваются экскурсии, встречи с интересными людьми, народными умельцами, посещение выставок.

       Обязателен сбор местного материала: предметов быта, инструментов, одежды, старинной посуды, а также запись песен, частушек, описание обычаев, и традиций.

      Курс по истории родного края расширяет и систематизирует знания учащихся по истории Белгородского края, села Новая Слободка, прививает любовь и интерес к предмету история.

       Курс рассчитан на 105 часов, т.е. 3 часа в неделю. Программа предназначена для обучения детей в возрасте 13-16 лет, в общеобразовательных учреждениях, в системе дополнительного образования.  В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программой,  может быть сокращен или расширен. При этом очень важным является ориентация на развитие школьника, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю.

 

                                      Содержание    программы

 

Введение. Моя Родина Россия. Моя малая Родина. ( 1 ч)

Раздел 1. Изучение истории родного края.(69ч)

Древнейшее прошлое Белгородчины .( 6ч)

Территория и заселение Белгородчины в древности. Знакомство с документами, дополнительной литературой и их анализ. Древнейшие поселения. Корочанский край в древности. Вглубь веков. Поселения древних людей у с.Сафоновка, на реке Корень.

Белгородская черта ( 5ч)

Белгородская черта. На страже границ государства. Карамзин «История государства российского», Соловьев «Чтения и рассказы по истории России».

Заселение края. Основание крепостей Яблоново, Короча.

Наш край в 17-18 веках.(7)

Жизнь и быт населения. Экономическое развитие края. История возникновения села Новая Слободка. Монастырские земли. Народные восстания.

Отмена крепостного права в нашем крае. (4 ч)

 Волнения монастырских крестьян. Отмена крепостного права в Корочанском крае. Вольная для монастырских крестьян с.Новая Слободка. Полевые работы в прошлом.

Белгородский край в начале 20 столетия. (5 ч)

Экономика края в начале 20 столетия. Революционные потрясения. Белгородчина в годы Первой мировой войны. Установление Советской власти. Гражданская война. Комсомольское движение.

Коллективизация в Корочанском уезде.( 2 ч)

Перемены в сельском хозяйстве. Образование колхозов в Корочанском уезде. Образование колхоза в селе Новая Слободка. Колхозная жизнь.

Корочанский уезд и село Новая Слободка в предвоенные годы.(2 ч)

Социально-экономическое развитие нашего края. Развитие народного просвещения.

Великая Отечественная война. ( 8 ч)

Наш край в годы войны. Село Новая Слободка в Великую Отечественную войну. Оккупация. Освобождение края от немецко-фашистских войск. Подготовка к наступлению. Курская битва. Бои у села Александровка, Свиридово,  Новая Слободка. Полное освобождение Белгородчины. Тыл фронту. Окончание Великой Отечественной войны.

Наше село и район в послевоенные годы. (4 ч)

Восстановление хозяйства. Укрупнение колхозов. Образование Белгородской области. Социальные изменения на селе. Колхоз им. Кирова в 70- 80 годы.

Герои – корочанцы.

 

    Культура Корочанского края. ( 26ч)

    Народное образование в нашем крае. История образования школы в селе Новая Слободка. Ремесла Корочанского края. Фольклор села Новая Слободка. Традиции и обряды села. Легенды, связанные с появлением родников на территории села и района. Православие в жизни жителей Корочанского края. Церковь с.Новая Слободка. Ильинский храм. Белгород и его святыни. Холковский монастырь.

    Знатные люди Корочанского края. Поэты Белгородчины. Великие люди России, посетившие наш край.

 

Раздел 2

Поисково – исследовательская работа (35 ч)

Сбор и обработка материала по истории села и Корочанского края. Работа с дополнительной литературой и историческими документами. Встречи с интересными людьми, старожилами села. Посещение архивов, музеев. Экспедиции с целью сбора материалов по истории села и края. Археологические разведки.

 

 

                                  Учащиеся должны знать

1.     События, происходившие в нашем крае.

2.     Основные даты, связанные с нашим краем.

3.     Сведения о жизни и деятельности великих людей Белгородчины.

                                    

 

Учащиеся должны уметь

1.     Работать с историческими документами

2.     Описывать исторические памятники

3.     Наблюдать за жизнью и бытом отдельных групп населения и этнических общностей

 

                                        Основные понятия

Краеведение, государство, губерния, уезд,  волость, дворяне, крестьяне, помещики, купечество, казачество, вотчина, поместье,  крепостное право, православие, храм,  летопись, ярмарка, ремесло, земство,  земское собрание, церковно-приходская школа, оккупация.

  

Тематическое планирование

       

п\п

                Изучаемые темы Кол-во часов Экскурсии
1. Моя Родина – Россия. Моя малая Родина

Раздел 1 Изучение родного края

1

69

 
2. Древнейшее прошлое Белгородчины.

Территория и заселение Белгородчины в древности.

Знакомство с документами, дополнительной литературой и их анализ

 

3  
3. Корочанский край в древности. В глубь веков: исследование  поселения древних людей у с.Сафоновка на реке Корень 3 Экскурсия

с.Сафоновка,

Лугань

4. Белгородская черта. На страже границ государства. Знакомство и анализ работ Соловьева, Карамзина, Шмелева. 2 Экскурсия на места, где находились

сторожевые вышки

5. Основание г.Короча – города крепости. 3 Экскурсия на Белую гору и Ясный колодец
6. Наш край в начале 17-18 веков. Жизнь и быт 2  
7. История возникновения с.Новая Слободка. Жизнь и быт. Археологические исследования курганов у села, анализ найденных раннее исторических реликвий, работа с архивными документами 5 Работа в архиве

Г.Белгорода

8. Исследование нумизматической коллекции 1  
9. Отмена крепостного права в нашем селе и крае. 3  
10. Полевые работы в прошлом. Хлеб на нашем столе 1  
11. Белгородский край в начале 20 столетия. Запись воспоминаний старожилов села. 2 Встречи с жителями села Новая Слободка
12. Революционные потрясения в Корочанском крае. 1  
13. Гражданская война на Корочанщине. 1  
14. Образование колхозов. Колхозная жизнь. Исследование архивного материала, запись воспоминаний жителей села. 2 Встречи с жителями села
15. Село Новая Слободка в предвоенные года. 2  
16. Великая Отечественная война.

Наш край в годы войны

2  
17. Село Новая Слободка в Великую Отечественную войну. Оккупация. Тыл фронту. Выявление новых солдатских захоронений и приведение их в надлежайший вид. 2 Экскурсия в музей Боевой Славы
18. Бои у села Александровка, Свиридово. Курская Битва. Исследование архивных документов. 4 С.Александровка.
19. Наше село в послевоенные годы. 3  
20. Герои-корочанцы 1  
21 Народное образование 1  
22. Из истории образования школы в селе Новая Слободка. 1  
23. Ремесла Корочанского края 2 Краеведческий музей
24. Фольклор села Новая Слободка. Запись и анализ песен, частушек, поговорок. 2 Встречи с жителями села
25. Традиции и обряды села 2  
26. Свадебный обряд села Новая Слободка 1  
27. Из истории появления родников нашего края. Экскурсия к родникам, и их благоустройство. 3  
28. Православие в жизни жителей Корочанского края. 1  
29. Церковь села Новая Слободка. Ильинская Церковь с.Самойловка. 2 Посещение храма
30. Знатные люди Корочанского края. 2 Встречи с интересными людьми.
31. Наш край в литературе. Знакомство с творчеством поэтов Корочанского района. 3 Встреча с В.А.Винохо-

довым

32. Великие люди России в нашем крае. 1  
33. Белгород и его святыни. 2 Посещение г.Белгорода
34. Экскурсия в Холковский монастырь 2  
   

 

Раздел 2

   
  Поисково-исследовательская работа 35  
35.  Включение в исследовательскую деятельность                                                 1  
36. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. 2  
37. Сбор и обработка материала для исследовательских работ. 2  
38. Использование дополнительной литературы для написания исследовательской работы 2  
39. Методы работы с документами. 2  
40. Изучение и описание исторических памятников. 1  
41. Описание предметов истории. 2  
42. Изучение  дополнительной литературы о истории Белгородского края по работам историков: Соловьева, Карамзина, Шмелева и других. 2  
43. Посещение Белгородского архива. 6  
44. Обработка архивных материалов. 2  
45. Экспедиции с целью сбора материала по истории села. 5  
46. Выбор темы для написания исследовательской работы. 1  
47. Организация индивидуальных консультаций

 в ходе написание исследовательских работ.

6  
48. Итоги работы за год. 1  
       
                                                Всего 105 часов.    
       
       

 

  

Список  литературы

 

 

1.     А. Даринский  Краеведение. 1987год. Москва «Просвещение»

2.     Документы государственного архива Белгородской области

3.     Очерки краеведения Белгородчины. 2000 год. Белгород

4.     В. Потапов Короча: события и люди. 2007 год. Белгород

5.     В. Шаповалова  Белгородоведение. 2002год. Белгород

6.     А. Крупенков Старый Белгород. 1992год. Белгород   «Везелица».

7.     Н. Кузнецов Белгородская область . 1974год. Воронеж .

  

                                                                          Приложение

 

Методы сбора  краеведческого материала

 

Встречи с участниками и очевидцами событий.  Новые знания учащиеся получают в ходе беседы, поэтому такой способ требует предварительной подготовки со стороны  учителя и учащихся: определение темы беседы, получение дополнительной информации о собеседнике, постановка системы вопросов.

Например: готовясь к встрече с участником Великой Отечественной войны  Дюняшевым В.М. учащиеся предварительно собирают библиографические данные о ветеране,  и исходя из полученной информации совместно с учителем разрабатывают систему вопросов:

1) Сколько Вам было лет, когда началась   Великая Отечественная война?

2) Что заставило Вас в таком юном возрасте  уйти на фронт?

3)  В каких войсках Вы служили?

4) Были ли Вы ранены?

5) Расскажите о каком- либо интересном случае из вашей фронтовой жизни?

6) В освобождении каких населенных пунктов принимали участие?

7) Где Вы встретили радостный День Победы?

8) Какие имеете награды?

9) Когда комиссовались - чем занимались в мирной жизни?

10) Поддерживаете ли Вы связь со своими однополчанами сегодня?

 

Интервьюирование - устная форма общения с респондентом, беседа по заранее определенному кругу вопросов с целью выявления мнения окружающих по актуальной теме;  предлагается школьникам как опережающее задание. Выбор собеседников не ограничен, ими могут стать родные и знакомые, прохожие, учителя и одноклассники. Устная форма общения с респондентами  требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого. Когда опрос закончен, ребята обрабатывают информацию и представляют ее на учебном занятии.

 

Экскурсии. Такой способ получения новых знаний имеет большую силу эмоционального и воспитательного значения. Он позволяет учащимся познакомиться с реальными объектами, рассмотреть их, поделиться полученной информацией на уроке. Развитие компьютерных технологий и включение их в образовательный процесс позволяет совершать виртуальные экскурсии (но ни в коем случае не подменять традиционные). Например, маршрут «Экскурсии по православным памятникам Белгородского края» пролегает по тем местам, где ранее находились церкви и монастыри, а ныне воздвигнуты  объекты социально-культурного  назначения.

 

Методы стимулирования познавательного интереса

 

Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально- психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний.

Например: на уроке по теме «Короча в XVII-XIX веках» на основе названия темы перед учащимися ставится задача, которую предстоит решить в процессе изучения нового материала.

1.                            Почему перед Российским государством в XVII веке возникла необходимость обеспечить защиту южных границ России?

2.                            Чем обосновано строительство оборонительных крепостей  Короча и Яблонов?

 

         Краеведческие игры. Такой метод развития познавательного интереса автором опыта  используется с учетом возрастных особенностей учащихся как  на различных этапах урока, так и в течение целого урока.

        

         Занимательное содержание. Метод заключается в подборе образного, яркого материала из истории края (примеры, факты, грандиозные цифры), создающие в классе атмосферу приподнятости и заинтересованности учащихся.

На уроке по теме «Наш край в древности» учащиеся узнают, что название реки Ворсклы неоднократно упоминается в летописях. Летописная форма слова «Воръскол» состоит из двух слов «вор» и «скол». В древнерусском языке слово «вор»  обозначает ограду, защиту, преграду. Слово «оскол» означает  скала. Таким образом, «Воръскол»  читается - ограда из скал.

 

         Познавательно-развивающие вопросы.  Непременным условием их формулировки является наличие «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное, дополнительная конкретизация) потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу.  

        

         К методам эмоционального стимулирования  автор относит поощрение.

         Круг поощрений весьма разнообразен: похвала, одобрение, доброжелательное выслушивание, положительное оценивание, поощрение выбранного направления деятельности. В результате у учащихся усиливается интерес к ценностному объекту.

        

                  Творческие задания представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент. Наибольший творческий потенциал содержат такие здания как сочинение, рисунок, написание стихов, составление ребусов, кроссвордов.

         На уроке по теме «Геральдика Белгородской области и Корочанского района» мы рассматриваем историю создания герба, изучаем смысловое значение каждого его элемента, чтобы в каждой детской душе ярко запечатлелся символ малой Родины. Затем предлагается детям нарисовать герб своей семьи, как частицы, составляющей Отечество.

        

         Дискуссии. Этот метод применяется в том случае, когда учащиеся уже располагают определенным объемом знаний по проблеме, что позволяет им аргументированно доказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

         Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются: осмысление самостоятельно добытой информации через призму личностного отношения к ней, материализованный результат его обсуждения перед аудиторией. В школьном курсе краеведения используются творческие и информационные проекты.

         Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком - либо объекте, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её  анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры  и возможности коррекции  по ходу выполнения. Информационные проекты готовятся  в рамках деятельности научного общества учащихся «Юный историк-краевед», а представляются в форме творческой защиты на уроках или ежегодной конференции

 

              Исследовательская деятельность – Развитию мышления способствует исследовательская деятельность. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.

         Большую помощь в этом оказывает научно-исследователькое общество «Юный краевед-историк». Ребята с огромным интересом относятся к этому виду деятельности. Для этого автор опыта вместе с детьми работает в областном краеведческом архиве, областной научной библиотеке, где обнаруживают малоизвестные факты из истории села, района, области. Поиску в архиве предшествует большая подготовительная работа учителя. Он знакомится с необходимой литературой по данному вопросу, стремится заинтересовать учеников в поиске. Это достигается с помощью использования на уроках интересных архивных документов.

         Переписка с интересными людьми, учеными, работниками музеев, старожилами села и района – один из возможных путей сбора историко-краеведческого материала. Часто с нее начинается интересный и результативный поиск.

         Сбору материала помогают и встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Воспоминания обязательно записываются и используются в исследовательских работах учащихся.